Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ 2024 г.
Описание образовательной программы
В нашем ДОУ оказываются образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основанием для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат:
- Заключение ТПМПК – для воспитанников с ОВЗ (п. 23 Положения, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»);
- Индивидуальная программа реабилитации – для детей-инвалидов (приложение 3 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. № 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм").
Условия для детей с ОВЗ и с инвалидностью, МБДОУ обеспечивает в соответствии с частью 3 статьи 79 «Закона об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а также для детей-инвалидов – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Обучение в Учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах по адаптированным основным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и регламентируется локальным актом.
Основная Адаптированная программа дошкольного образования
В 2019 – 20 учебном году – 36 воспитанников с ОВЗ.
На конец года учебного года 48% детей имеющих ОВЗ – (речевые нарушения) поступили в школу с заключением: речь в норме.
52% остались на повторный курс, причем у всех значительное улучшение речи.
В 2020-21 уч. году – списочный состав, воспитанников с ОВЗ – 48 детей всего, (28 человек - вновь выявленные и поступившие в МБДОУ).
На конец года учебного года 36% детей имеющих ОВЗ – (речевые нарушения) поступили в школу с заключением: речь в норме.
В 2021 -22 уч. году - списочный состав, воспитанников с ОВЗ - 52 ребенка,(23 человек - вновь выявленные и поступившие в МБДОУ).
На конец года учебного года 46% детей имеющих ОВЗ – (речевые нарушения) поступили в школу с заключением: речь в норме.
В 2022 -23 уч. году - списочный состав, воспитанников с ОВЗ - 42 ребенка,(19 человек - вновь выявленные и поступившие в МБДОУ).
В 2023- 24 уч.году - списочный состав. воспитанников с ОВЗ -42 ребенка, (16 детей - вновь выявленные и поступившие в МБДОУ )
В 2024-2025 уч.году - списочный состав воспитанников с ОВЗ - 38 детей (10 детей - вновь выявленные и поступившие в МБДОУ )
В МБДОУ организована архитектурная доступность: оборудованы пандусы, установлены перила.
Разработаны и организованы информационные уголки для родителей (или лиц их заменяющих) с учетом особых потребностей детей, имеющих ОВЗ.
Материально-технические условия обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических норм с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.).
МБДОУ укомплектовано педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ:
- учитель – логопед;
- учитель – дефектолог;
- педагог – психолог;
- воспитатель (курсы повышения квалификации, по проблеме работы с детьми, имеющими ОВЗ);
- музыкальный руководитель.
Деятельность специалистов организована в форме консилиума для диагностики психического развития и определения содержания программы коррекционно-развивающей работы.
Уровень квалификации педагогических работников МБДОУ, работающих с детьми, имеющими ОВЗ:
Высшая категория – 75%
Первая квалификационная категория – 25%
Специальное оборудование:
Интерактивный комплекс (Доска маркерная BRAUH PHOTO TECHNIC exclusive 120X240 см, мобильный сканер доски, считывающее устройство, программное обеспечение).
Кабинет психомоторной коррекции в составе:
Балансировка и координация:
Шарик в мини- лабиринте;
Доска на четырех роликах;
Кочки на болоте;
Черепаха;
Шарик в лабиринте;
Игра: «Подуй на шарик»
Игра для тренировки памяти «Зоопарк»;
«Книга - лабиринт»;
Кукольный театр;
Магнитная игра «Лабиринт»;
Мячи для игры в помещениях;
Набор «Сложи узор»;
«Сенсино» - сложные геометрические узоры, цифры, различные поверхности,;
Набор «Разноцветные постройки»;
Развивающая игра «Пассадо», «Сырный ломтик»,
«Брилиантовое домино»;
Психологический набор «Пертро»;
Тактильный стол с подсветкой для игр с песком «Рисуем на песке»;
Набор «Кубики логические»;
Набор Монтессори.
Методы обучения и воспитания:
Развивающее коррекционное взаимодействие реализуется на основе личностно-ориентированного подхода, при котором центром внимания специалистов является личность ребенка, его индивидуальные психологические качества, стремления и мотивы, а также особые образовательные и психологические потребности. В зависимости от заключения консилиума, специалисты МБДОУ в коррекционной работе используют различные методы и приемы:
здоровьесберегающие технологии:
Элементы песочной терапии,
Элементы Арт - терапии;
Игровые приемы обучения;
Нейрогимнастика;
Комплексы кинезеологических упражнений;
Артикуляционная гимнастика;
Логоритмика;
Дыхательная гимнастика;
Мышечная релаксация;
Психогимнастика;
Гимнастика для глаз.
Методы обучения и приемы:
Объяснительно – иллюстративные;
Репродуктивные;
Частично – поисковые;
Проблемное изложение, исследовательские..
В МБДОУ специалистами реализуются:
система, разработанная И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым - «Совместно–разделенная деятельность».
Методы обучения М. Монтессори. Система Никитиных (кубики).
Описание модели организации образования.
В МБДОУ разработана основная Адаптированная программа дошкольного образования, разработанная на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 13 «Золотой ключик» г. Сальска.
Воспитателями и специалистами разрабатываются Индивидуальные программы, индивидуальные маршруты на каждого воспитанника, имеющего ОВЗ. Взаимодействие с родителями осуществляется в формах индивидуального консультирования, информационного просвещения, мастер – классов.
Специалисты и воспитатели отражают свою коррекционную деятельность в Инстаграм в форме видеорепортажей, фото – отчетов.
Коррекционная помощь детям, имеющим ОВЗ, осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) воспитанников.
Диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование воспитанников по запросу родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной речи и получающих коррекционную помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы специалиста и другие варианты диагностики, уточняющие статус воспитанника.
По запросу педагогических работников, и (или) родителей (законных представителей) возможна организация внеплановых диагностических мер.
Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении коррекционной помощи, формируется на основании результатов педагогической диагностики, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление воспитанника на коррекционные занятия может производиться в течение всего учебного года.
Отчисление воспитанников с коррекционных занятий осуществляется по мере преодоления нарушений, компенсации особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на коррекционные занятия воспитанников, нуждающихся в получении коррекционной помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта заведующего МБДОУ. Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителем-дефектологом, педагогом - психологом) с учетом выраженности нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк.
Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы МБДОУ, СанПиН.
Коррекционные занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.
Консультативная деятельность осуществляется через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников МБДОУ;
информационных стендов.
Периодичность проведения коррекционных занятий:
- для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух коррекционных занятий в неделю (в форме рупповых/подгрупповых и индивидуальных занятий).
При организации логопедической помощи детям раннего возраста занятия проводятся в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития
В ДОУ созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
- имеется мнемосхема, расположенная при входе в здание
- оборудована комната психологической разгрузки
- кабинет учителя - логопеда
- имеются медицинский кабинет с солевой комнатой для детей с нарушениями дыхательных органов
- физкультурный зал с коррекционно - оздоровительным оборудованием и тренажерами
Работают высоко квалифицированные специалисты, которые корректируют речевые, интеллектуальные, физические нарушения:
педагог - психолог - Пасечная Виктория Юрьевна
учитель - логопед - Зинченко Маргарита Викторовна
учителя - дефектологи - Коденко Ольга Александровна.
инструктор по физической культуре - Литвинова Дарья Александровна (прослушала курсы и принимала участие в практических семинарах по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья)
медицинская сестра