24.09.2021
ВИДЕТЬ СЧАСТЛИВЫЕ ГЛАЗА ДЕТЕЙ – САМОЕ БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ ДЛЯ ПЕДАГОГА
Вас приветствует музыкальный руководитель
Хныкина Татьяна Николаевна
- высшая квалификационная категория
- победитель областного конкурса "Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области" - 2013г.
Музыка — универсальный язык человечества.
Генри Уодсуорт Лонгфелло
Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Бертольд Ауэрбах
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. В.А.Сухомлинский
Всё проходит, но всё и остаётся. Остаётся в форме опыта. В.В. Клименко ( из учебно-методического пособия "Театр всевозможного" А.И.Бурениной )
Необходимо воспитывать детей по "законам красоты" через воплощение в реальность прекрасной формулы Платона: "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни". ( из программы по РИТМИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКЕ "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной )
Музыка явится тайной
Или откроет секрет.
Станет вопросом случайным
Или найдет вам ответ.
Музыка слух наш ласкает
Или грохочет как гром.
Нежно снежинкой летает
Или прольётся дождём.
О. Романова
Музыка всем, без сомнения,
Может создать настроение!
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот.
На земле, для нашей радости,
Чудо - музыка живет!
Моя основная цель: Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала ребенка и на этой основе формирование его эстетической культуры.
В своей работе я использую основные программы: «Гармония» для детей дошкольного возраста, авторы программы: К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан; и программу «Малыш», автор: В.А.Петрова
В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве.
Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальная игра-драматизация.
Задача программы – познакомить дошкольников с прекрасным миром классической музыки, тем самым развивая их кругозор, способствовать всестороннему развитию творческих способностей в целом.
А также:
1. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма, индивидуальных способностей.)
2. Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной культуре.
Это единственная современная программа по музыкальному воспитанию дошкольников (3 – 7 лет), основанная на психологических закономерностях возрастного развития музыкальных способностей, изучению которых были посвящены многолетние исследования авторов.
Чему мы учим детей на музыкальных занятиях
Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста имеет несколько разделов.
Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи — воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. У малышей разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуковысотного слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики. Дети старшего дошкольного возраста учатся в приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью звучащих и немых жестов, придумывать приветствие самостоятельно.
2. Музыкально-ритмические движения
Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движений: общеразвивающне (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определению последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием.
3. Развитие чувства ритма. Музицирование. Игра на детских музыкальных инструментах
Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Развивает координацию движений, чувство ритма, звуковысотный слух.
4. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании, пении разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несет в себе полезную информацию). Придумывая сюжетные линии для персонажей раскраски (книга «Умные пальчики»), дети развивают мыслительное творчество. Раскрашивая рисунки, дети (через цветовую гамму) выражают свое эмоциональное и психологическое состояние. Напряженный мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок, рассматривая изображения рук, пытается ассоциировать их с определенной потешкой. Для этого, достаточно трудного, задания ребенок не должен видеть, название потешки и раскраску к ней. Проговаривая знакомые потешки только гласными звуками (ы. а-у-у-у-и; ы. а-у-у-о — мы капусту рубим, мы капусту трём) или на необычных слогах (гы, га-гу-гу. гу-гим: гы, га-гу-гу-гём — мы капусту рубим, мы капусту трём), дети улучшают звукопроизношение. Они учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально. Дети, придумывая истории и диалоги персонажей раскраски, развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.
5. Слушание (восприятие ) музыки
Слушание музыки в детском саду — очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений. Учитывая, что одной из задач программы «Гармония» является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия мы подбираем характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, видеоматериал на интерактивной доске (с помощью проектора) игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особенности произведения. Показательно, что один из самых сложных разделов «Слушание музыки» — является у детей любимым.
6. Распевание, пение
Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гуление), им предлагаются несложные, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не заучивается сухо на занятиях. Это происходит непроизвольно. Для запоминания используем различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев педагог, припев — дети; запев исполняют солисты (несколько детей, припев — все дети и т. д. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий.
7. Пляски, игры, хороводы
Основная цель этого раздела в занятии — дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей). В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокойные, быстрые или ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. Танцы для детей — это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может стать тогда, когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства, переживания. Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, поскоки. кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность исполнения. Особое внимание нужно уделять детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений. Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения, развивать чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса.
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Уважаемые родители! Если у вас есть возможность приобрести в детских магазинах музыкальные игрушки или детские музыкальные инструменты, понравившиеся вашему ребенку, приобретите, пожалуйста. Например такие инструменты, как: металлофон, маленькое детское пианино, дудочка, флейта, детская гитара или гусельки, и другие всевозможные струнные, язычковые или духовые инструменты. Можно и ударные с шумовыми, такие как бубен, трещетки, барабан, если есть желание)).
Игра на детских музыкальных инструментах ОЧЕНЬ полезна! Чем же? У ВАШЕГО РЕБЕНКА будет развиваться мышление, воображение, память, музыкальный слух, чувство ритма, звуковысотный слух, мелкая моторика ( что способствует развитию речевого аппарата), а также развивается эмоциональная сфера и совершенствуются психические процессы.. Элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Как пение влияет на здоровье человека
1. Пение сообщает телу "правильные" вибрации, что поднимает наш жизненный тонус;
2. Во время пения в мозгу человека вырабатываются особые химические вещества, которые помогают нам ощутить покой и радость;
3. Пение улучшает кровообращение, что благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, а значит, значительно повышает местный иммунитет;
4. Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация.
Интересный факт о пении
Из всех средств музыкотерапии, пение оказывает самое сильное влияние на здоровье человека. Распевать и напевать в любом случае полезно, даже если у вас нет ни голоса, ни слуха. Ведь своим пением человек выражает свое внутреннее состояние, снимает напряжение. Попел, и словно выговорился.
Каким голосом будет говорить человек, во многом зависит от матери. Ребенок, общаясь с матерью, бессознательно принимает ее голос за эталон. Не случайно будущим мамам советуют постоянно разговаривать со своим малышом уже в период внутриутробного развития, петь для него песни, включать записи с гармоничной музыкой.
Влияние пения на ребенка
Испокон веков мамы пели своим малышам колыбельные песенки. И не важно, обладает ли мама красивым голосом или слухом. Ребенку важна сама суть мелодичного "мурлыканья" мамы, даже если слов он еще не понимает.
Пение в семье особенно положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка. Детям - поднимает настроение, а взрослым помогает расслабиться, справиться со стрессом и нервным напряжением. Совместное пение с детьми придает бодрость, энергию, возвращает душевные силы.
С детьми желательно петь добрые детские песенки, например такие: "Улыбка" музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского; "Кто пасётся на лугу?" музыка А.Пахмутовой, слова Ю.Черных; "Антошка" музыка В.Шаинского, слова Ю.Энтина; "Песенка друзей" музыка М.Старокадомского, слова С.Михалкова; "Вместе весело шагать" музыка В.Шаинского, слова М.Матусовского и многие другие.
Хорошо подойдут песенки из добрых старых мультфильмов, например таких: "Приключение кота Леопольда", " "Веселая карусель", "Бременские музыканты", "Умка", "Дед Мороз и лето", "Катерок", "Тимка и Димка", "Не хочу и не буду" и многие другие.
Это интересно ( факты о музыке ):
Взаимоотношения музыки и человека уходят корнями в далекое прошлое, к истокам человечества. Научные и исторические свидетельства показывают, что танцы, звуковое тонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это означает, что музыка является первобытным и исходным языком человечества. Пишет в своей книге «Эффект Моцарта» один из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства американец Дон Кемпбелл.
...........................................................................................................
Известный американский композитор и пианист Джордж Гершвин ( в нач. 20 века) сказал:
Музыка вызывает в нас определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Когда-нибудь будет найдена самая нужная вибрация для каждого человека, которая поможет ему.
................................................................................................................
Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию музыки Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.
...............................................................................................................................